Как демография в России повлияет на рынок недвижимости

В последнее время риелторы и чиновники горячо дискуссируют на тему того, как вернуть рынку недвижимости рост.

Экономические факторы

Они ищут спасительные рецепты, но при этом мыслят категориями, которые были актуальны пять лет назад. По мнению экспертов, повлиять на рынок в силах не столько экономические факторы, связанные с ценами на чёрное золото и дешёвой ипотекой, сколько демографические.

demografia 1С 2000-х годов на рынке жилья в крупных российских городах было зафиксировано значительное повышение спроса на недвижимость. На это повлиял реальный рост доходов населения и возможность взять ипотеку. Но ключевым фактором, который позитивно отразился на рынке, стала демографическая ситуация в стране. Действительно, в 70-80-е годы на свет появились многочисленные покупатели: это активная молодёжь, которая охотно переезжала в большие города, стремилась построить карьеру, обеспечивая тем самым многим сегментам экономики стремительный рост.

Кто покупает

Необратимый процесс смены многочисленного поколения 70-х годов на малочисленное 90-х уже в разгаре. Но девелоперы продолжают выстраивать свою работу, проецируя свой успешный опыт на будущие проекты. Сегодня, по их мнению, самый ликвидный товар — это небольшие студии и однокомнатные квартиры. Раньше спрос на них был огромен. Почему же они столкнутся с трудностями, пытаясь продвигать зарекомендовавший себя на протяжении многих лет товар?
Во-первых, компактные квартиры уже вышли в тираж. Рынок жилья многих регионов в скором времени столкнётся с их избытком. Об этом наглядно говорит статистика. Если в 2010 году в Екатеринбурге компактные квартиры составляли 39 процентов рынка, то сегодня — 54. Выдержать конкуренцию стало сложней: она обостряется с каждым днём, ведь потенциальных покупателей становится всё меньше и меньше.
Во-вторых, долгое время львиную доля спроса формировала молодёжь. Молодые люди, как правило, покупали свои первые квартиры. Именно поэтому предложения на рынке подстраиваются именно под эту категорию населения. Они сместились в сторону жилья экономкласса, строящегося на окраине городов. Это не принесло пользы территориальному развитию мегаполисов.
В-третьих, время активных покупателей, родившихся в 70-80-х годах XX века, проходит. На сегодняшний день в России насчитывается всего 34 миллиона молодых людей, которым ещё не исполнилось 35 лет. Это почти четверть населения страны.

demografia 2Но Росстат выдаёт неутешительные прогнозы: к 2020 году их станет всего 29, а к 2025 году и вовсе 24 миллиона. Эти расчёты учитывают естественное сокращение населения и компенсацию её миграционным притоком. Некоторые мегаполисы могут по-прежнему рассчитывать на миграционный приток, который частично компенсирует дисбаланс в местных покупателях. Правда, отмечается ещё одна тенденция: поток молодёжи в Москву и Санкт-Петербург уже не так постоянен. То есть доля платёжеспособных покупателей небольших квартир становится все меньше и меньше.
Очевидно, что девелоперы любят работать с молодёжью, которая является самой нетребовательной и мобильной категорией покупателей. Она становится главными клиентами банков, спокойно берёт ипотеку.

Жилье эконом-класс

Благодаря молодым семьям на рынке жилья произошёл взрывной рост однокомнатных квартир и студий, жилья экономкласса. Девелоперы рассчитывают, что именно этот сегмент поможет им оставаться на плаву в кризис. Но, исходя из всего вышесказанного, им придётся подстраиваться под другую категорию покупателей: семей, которые нуждаются в расширении жилплощади. Как правило, это люди в возрасте от 30 до 45 лет, которые уже обзавелись семьями с детьми. Процесс переориентации будет непростым. Если жилье на окраине или в пригороде вполне могло устроить мобильную молодёжь, то оно вряд ли подойдёт семьям с детьми, которые ходят в школу или детский сад. Чем старше покупатель, тем менее охотно он меняет не только город, но и район проживания. Люди обрастают привычками, которые не хотят менять.
demografia 3На рост рынка жилья также может повлиять изменение ценностей: квартира уже не является главной финансовой целью семьи. Люди, рождённые в Советском Союзе, придавали жилью безусловную ценность. Они покупали его не только себе, но и своим детям. Деньги, вложенные таким образом сохранялись, но сама квартира быстро теряла свои привлекательные качества. Молодые люди предпочитают покупать современную планировку, поэтом купленные родителями или доставшиеся по наследству от бабушек и дедушек квартиры пополняют рынок вторичного жилья.
Эксперты уверены: демография неизбежно повлияет на рынок недвижимости. Двигателем рынка жилья перестаёт быть молодёжь, уступив почётное место семьям, которые хотят улучшить свои жилищные условия. Это остановит разрастание городов и внесёт в рынок жилья гармонию.

» Бесплатный подбор новостроек

» Поможем продать вашу квартиру в С-Пб

areal.spb.ru — с нами все получится



Рассказать друзьям

Также вам может быть интересно: